СМИ о ЮУЖД

29.04.2019Южноуральская панорама

Рыцарь железных дорог. Он соединил Челябинск с Западом и Востоком

 

В Челябинске есть улица Гарина-Михайловского. Человека, имя которого золотыми буквами вписано в историю строительства великой Транссибирской магистрали.

 

На старом здании нашего вокзала висит мемориальная доска с его именем. И это неудивительно: именно благодаря этому человеку в 1892 году состоялся приезд первого поезда в Челябинск

 

Крестник императора

 

Сегодня многие факты биографии нашего героя мы знаем благодаря исследованиям челябинского краеведа Надежды Капитоновой.

 

Родился Николай Георгиевич в 1852 году в Петербурге, в семье потомственного дворянина и известного генерала Георгия Михайловского. Отец был столь уважаем при императорском дворе, что сам Николай I стал крестным отцом мальчика, которого и назвали в его честь.

 

Мать Коленьки, урожденная Цветинович, происходила из сербских дворян.

 

Выйдя в отставку, генерал вместе с семьей переехал в Одессу, где у него было свое имение. В семье было девять детей, из которых Николай был старшим. В доме царила суровая система воспитания. На всю жизнь он запомнил жестокого отца, карцер в их доме, порки. Мать защищала детей, упрекая отца: "щенков вам дрессировать, а не детей воспитывать". Поворотным в его судьбе стало обучение в престижной Ришельевской гимназии в Одессе. Обо всем этом писатель расскажет в своей знаменитой книжке "Детство Темы". Ее продолжением стали "Гимназисты". Затем будут написаны "Студенты", "Инженеры". Горький назвал эту тетралогию "целой эпопеей русской жизни".

 

Будущий писатель поступает в Петербургский университет на юридический факультет. По счастью, рано понял, что это не его поприще, и уже на следующий год блестяще сдает экзамены в институт инженеров путей сообщения...

 

Работал в министерстве, но инженер победил в нем чиновника, и он отправляется на строительство Батумской железной дороги в Закавказье. И здесь его поджидали приключения с нападением разбойников — турок, о чем он напишет в рассказе "Два мгновения". На Кавказе Михайловский столкнется с казнокрадством, с чем честный инженер никогда не желал примириться.

 

Литературная слава пришла к нему довольно поздно, в 40 лет. К тому времени он был уже знаменитым инженером. В 1892 году журнал "Русское богатство" печатает "Детство Темы", а чуть позже "Русская мысль" — "Несколько лет в деревне". В это же время Гарин-Михайловский переезжает в Петербург, где берется за издание журнала. Он покупает "Русское богатство". Для этого он заложил свое имение. В первом же номере поместил рассказы Станюковича, Короленко, Мамина-Сибиряка, которые стали его друзьями.

 

Процент войны

 

Но все это будет позднее. А пока он вдруг круто решает изменить свою жизнь. Он покупает имение в Самарской губернии рядом с обнищавшей деревней Гундуровкой.

 

И здесь Николай Георгиевич проявил себя как талантливый хозяйственник и реформатор. В деревне появилась мельница, он закупил сельхозмашины, посадил культуры, которых местные крестьяне отродясь не знали: подсолнух, чечевицу, мак. А в деревенском пруду пытался даже развести форель. Вскоре у крестьян появились новые избы, которые он строил для них совершенно бескорыстно. Супруга открыла школу для деревенских ребятишек, которым под Новый год устраивали елки с подарками. Первый же год принес отличные урожаи. Казалось бы, идеи молодого идеалиста и романтика превратить отсталую деревню в процветающую крестьянскую общину уже воплощались в жизнь. Однако сами крестьяне принимали добрые дела Михайловского за чудачества барина и нередко обманывали его. А соседние помещики и вовсе приняли нововведения в штыки. Вскоре была сожжена мельница и уничтожен урожай...

 

Через три года он почти разорился и разочаровался в своем начинании.

 

Гораздо позднее он напишет очерк "Несколько лет в деревне" с полным "разбором полетов". Ему хотелось понять свои ошибки: "Я тащил их (крестьян) в какой-то свой рай... образованный человек, а действовал, как невежда... я хотел повернуть реку жизни в другое русло".

 

Корней Чуковский позднее напишет: "Несколько лет в деревне" читается, как сенсационный роман, у Гарина даже разговоры с приказчиком о навозе волнуют как любовные сцены".

 

Вскоре его назначают на строительство дороги Уфа — Златоуст. Впервые в истории строительства железных дорог в России именно ему пришлось столкнуться с такими препятствиями, как болота и бездорожье, горы и горные речки. Особенно сложным оказался участок Кропачево — Златоуст. Позже Михайловский напишет: "Восемь процентов изыскателей навсегда сошли со сцены главным образом от нервного расстройства и самоубийств. Это процент войны".

 

Строит как волшебник

 

Ему приходилось быть в одном лице и талантливым изыскателем, не менее талантливым проектировщиком и выдающимся строителем железных дорог. Один из его коллег вспоминал: "...Чувство местности у Николая Георгиевича было удивительное. Продираясь на лошади по тайге, утопая в болотах, он будто с птичьего полета безошибочно выбирал наиболее выгодные направления. А строит он как волшебник".

 

Строительные работы шли в крайне тяжелых условиях, не было никакой техники, все делалось вручную — с лопатой, кайлом и тачкой... Между тем надо было взрывать скалы, ставить опорные стенки, воздвигать мосты. Николай Георгиевич составил проект более дешевого строительства, однако начальство не было в этом заинтересовано. Тогда, отчаянно борясь за свои предложения, он посылает в министерство телеграмму в 250 слов! Неожиданно проект был утвержден, а его самого назначают начальником участка. Историю этой непростой борьбы можно увидеть в рассказе "Вариант", который он напишет в Усть-Катаве. Но мы никогда не могли бы узнать о нем, если бы не супруга писателя, которой он прочитал рассказ и тут же порвал. Втайне от него жена собрала клочки и старательно склеила. Напечатали рассказ, когда Гарина-Михайловского уже не было в живых.

 

Чуковский напишет об этом: "Так увлекательно писать о работе в России еще не умел ни один беллетрист".

 

И даже современные инженеры удивляются таланту и изобретательности Гарина-Михайловского, который умудрялся максимально удешевить строительство дороги. Это можно проследить на примерах очень сложного участка на перевале у станции Сулея, фрагмента дороги от станции Вязовая до разъезда Яхино, где требовались глубокие выемки в скалах, строительство моста через реку Юрюзань, проведение реки в новое русло, насыпка вдоль реки тысяч тонн грунта... И именно он, Гарин-Михайловский, придумал эту замысловатую железнодорожную петлю, которую и сегодня можно увидеть, проезжая станцию Златоуст.

 

8 сентября 1890 года в Златоуст из Уфы прибыл первый поезд. За работу на строительстве этого участка дороги Николай Георгиевич был награжден орденом Святой Анны.

 

В 1887 году Николай Георгиевич поселился с семьей в Усть-Катаве. Сегодня дом, где жили Михайловские, не сохранился. Там скончалась первая дочь Михайловских — трехмесячная Варенька. Там же родился их старший сын Гаря, имя которого, кстати, и послужило частью двойной фамилии — Гарин-Михайловский.

 

В самом начале 1890-х годов Михайловский жил в Челябинске. Правда, на месте дома, в котором он жил, давно уже возвышается здание Челябгипромеза.

 

Во все стороны талантлив

 

В одном из писем жене он напишет: "...Я весь день в поле с 5 утра и до 9 вечера. Устаю, но бодр, весел, слава богу, здоров...".

 

Он не умел отдыхать, спал по 3-4 часа в сутки. Уже после смерти писателя вскрытие показало, что сердце у него было здоровое, однако от предельного переутомления произошел его паралич.

 

Савва Мамонтов сказал о нем: "Талантлив был, во все стороны талантлив".

 

А вот что писал про него Корней Чуковский: "Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые...

 

Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его шевелюре, в его порывистой, неровной походке и в его необузданных, торопливых, горячих речах всегда чувствовалось то, что называется широкой натурой: художник, поэт, чуждый скаредных, корыстных и мелочных мыслей...

 

В своих книгах он часто твердил, что Россия совершенно напрасно живет в такой унизительной бедности, так как она богатейшая в мире страна..."

 

Главная любовь Николая Георгиевича — дети. У него было 11 детей и трое приемных. Еще в молодости они с невестой дали клятву: "Мы никогда пальцем не тронем наших детей". И действительно, в его семье никогда не наказывали детей, одного недовольного взгляда было достаточно.

 

В одном из рассказов он напишет: "...Ведь если в пору детства нет счастья, когда ж оно будет?"

 

Таким был этот человек, жизнь которого удивительным образом пересеклась с судьбой нашего края. Талантливого инженера-путейца не зря называли рыцарем железных дорог. Именно он соединил Челябинск железной дорогой с Западом и Востоком. Не случись этого, судьба нашего города была бы совсем иной.

 

 

Тематика: История

Адрес страницы в сети Интернет:  http://yuzd.rzd.ruhttp://yuzd.rzd.ru/smi/public/ru?STRUCTURE_ID=52&layer_id=5051&refererLayerId=5050&id=200680&print=1

screenRenderTime=1